Анализ кендо ката по наличию/отсутствию контакта между оружием оппонентов


Rod Omoto Sensei
Takoma, WA (США)
Июнь, 1999

перевел Валерий Сережкин   www.kendo74.com


Секреты кендо и его квинтесенция скрыты в этой таблице. Если вы сможете обнаружить их, это значительно увеличит ваши шансы побеждать в поединке. Тем не менее вы должны продолжать делать много субури и кирикаэси, для того чтобы когда вы узнали эти секреты, ваши вадза могли просто случаться. Это ваш выбор. Вы можете использовать их всегда и со всеми.


Взаимоотношения между оппонентами: Кто инициирует взаимоотношения и когда? Если ОН инициирует отношения, Я нахожусь под его контролем.

  1. По мнению сенсея  Такано Сасабуро, Ситати – это главный персонаж, а Утитати вспомогательный.
  2. Ситати оказывает давление на Утитати, так  что Утитати вынужден отвечать на его давление.
  3. Большая часть работы ног в современном кендо – это топтание, прыжки, отталкивание и т.д., в то время как в Ката – работа ног – это Сури-аси (то есть скользящий шаг). Вся она заключается в плавных Аюми-аси или Цуги-аси без резких, возбужденных движений.
  4. Однако, так как это предопределено в Ката и Утитати является лидером, Утитати должен испытывать сочувствие по отношению к Ситати и как бы говорить ему: «Ты готов к следующему движению?» А так как Ситати находится в позиции давящего на Утитати, то он должен испытывать внутренне чувство беспредельной храбрости, как бы отвечая Утитати: «Я готов в любой момент, когда ты готов. Давай же начинай свое движение, и я буду тут как тут»
  5. В Ката нет Хараи Вадза, Маки-Отоси  или Кири-Отоси Вадза. Эти действия могут быть интерпретированы следующим образом: меч оппонента находится на моем пути и беспокоит меня. Поэтому я должен, сначала что-то сделать с его мечом, перед тем как выполнить свою вадза. Существует множество вадза с Хараи, Маки Отоси или Кири-Отоси, как например, Хараи-Мэн, Хараи-Котэ и т.д. Это же можно сказать и про Маки-Отоси-Вадза. Однако и Хараи и Маки-Отоси могут оказаться Семе с контактом между мечами, но без последующего удара. Вот почему: «Я должен ждать ответа моего оппонента на мое Семе с контактом между мечами.»
  6. Контроль дыхания во взаимоотношениях очень важен. «Могу ли я синхронизировать дыхание оппонента со своим с пользой для себя, таким образом, чтобы я заметил его движение еще до того как он начнет двигаться?»




Заметки касательно Нихон Кендо Ката: Контакт Оружия

Есть два способа нанести удар: с контактом оружия и без контакта оружия

  1. Без контакта оружия: существует три типа вадза без контакта с оружием.
            Там где ваше Семе настолько сильное, что ваш оппонент застывает. В этом случае входите и бейте.
            Там где ваше Семе настолько сильное, что вы заставляете оппонента первым сделать движение. Используйте Дебана Вадза и бейте.
            Там где ваше Семе настолько сильное, что вы заставляете оппонента первым сделать движение. Используйте Нуки Вадза и позвольте вашему оппоненту бить первым и затем бейте сами (прим. Ката №1 «Мэн-нуки-мэн», Ката №2 «Котэ-нуки-котэ», Ката№7 «Мэн-нуки-до»)
  1. С контактом оружия: существует три типа вадза с контактом оружия.
            Наяси-Вадза, когда вы вскользь парируете цки вашего оппонента и делаете цки в ответ (прим. Ката №3, «Цки-наяси-цки»)
            Каэси-Вадза, когда вы сковываете меч оппонента и сами наносите ему удар мэн (Ката №4 «Цки-каэси-мэн», Кодати Ката №1 и №2, «Мэн-каэси-мэн», с внешней и внутренней стороны соответственно)
            Суриагэ-Вадза, когда вы меняете направление полета меча оппонента вправо и сами выполняете удар мэн (прим. Ката №5 «Мэн-суриагэ-мэн») или маленький «Суриагэ-котэ» когда вы меняете направление полета меча оппонента вправо и сами выполняете удар котэ (прим. Ката №6 «Котэ-суриагэ-котэ»). Прочие «сури» включены в Кодати Ката №3: Сури-аге, Сури-отоси, Сури-коми.

Я так же обсуждал с коллегами в додзе в Гонолулу вопрос того, как выполнять Ката в центре додзе. Мы пришли к выводу: Утитати следит за сохранением центра, Ситати неотступно следует за ним.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мама мыла... богу